Экшн-камера или смартфон – легкие и компактные варианты фотокамер для активного отдыха, с вполне приличным качеством фотографий. Однако, в условиях недостаточного освещения, снимки на подобные устройства могут получаться весьма шумными. Но эту проблему можно решить. И да, для коптеров и фотоаппаратов это способ тоже подходит.
Сразу говорю, этот способ не годится для активной экшн-съемки. Но для статичного трэвэл-фото подходит вполне.
Стекинг — метод не новый, давно применяющийся в фотографии. Суть его заключается в объединении нескольких фотографий в одну. Существуют разнообразные виды стекинга, но сейчас речь идет о стекинге, для которого условия съемки и настройки камеры для всех фотографий должны быть идентичны, а между снимками должен существовать временной интервал.
В этот раз мы будем использовать стекинг для уменьшения шумов. Значение яркости каждого пикселя будет создаваться усреднением значений его яркости на всех фотографиях. За счет этого шумы будут уменьшаться.
Рассмотрим работу со стекингом на примере ночного фото, снятого на экшн-камеру GoPro 6. Вообще, конечно, на GoPro (или хороший смартфон) можно снять ночные фото с минимальным уровнем шума. Для этого всего лишь нужно понизить ISO до 100, а выдержку камера сама удлинит до нужного значения. Разумеется, съемку придется вести со штатива. Но при съемке в RAW шум (хоть ночью, хоть днём) все равно будет, плюс, предположим, что ваше устройство просто не может выставить выдержку нужной длины, либо вы, по каким-то другим причинам, не можете слишком сильно удлинять выдержку. А раз выдержка ограничена, то есть только один способ увеличить экспозицию – поднять ISO, что сразу же увеличит уровень шума.
Нам потребуется снять некоторое количество одинаковых фотографий с одной точки. Сколько – решайте сами. Чем больше фото – тем лучше. Фотографировать желательно в формате Raw. Съемка в данном случае ночная, выдержка будет большая, поэтому камера должна быть неподвижна, то есть для съемки придется использовать штатив.
«Щелкать кадры» можно вручную, а можно просто запустить съемку таймлапса.
Вот такие фотографии получились. Специально поднял ISO до 800, чтобы шум стал более выраженным. В сумме я сделал 24 фотографии.
Запускаем Adobe Photoshop. Далее переходим File (файл) -> Scripts (Скрипты, сценарии) -> Load File Into Stack (Загрузить файлы в Стэк).
Нажимаете Browse (Обзор), находите папку с файлами. Зажмите Shift и выделите все нужные фотографии. Нажимаете Open (открыть). Можно поставить галочку Attempt to automatically align…, это автоматически выровняет кадры, если они смещены друг относительно друга (если снимали с рук). Но у нас штатив, и нам это не нужно. Также поставьте галочку Create Smart Object…, для создания смарт-объекта.
Далее Layer (Слои) -> Smart Objects (Смарт-объекты) -> Stack Mode (Режим стэка). Здесь нас интересуют 2 варианта стекинга, Mean (Усреднение) и Median (Медиана). Результаты с них несколько различается.
Mean – среднее арифметическое. Тупо берет значения яркости пикселя с каждой фотографии и усредняет.
Median – усредняет по несколько другому алгоритму, не учитывает разовые, кратковременные изменения яркости пикселя.
Т.е., например, в процессе съемке у вас в одном или нескольких кадров серии оказалось насекомое (на природе такое постоянно случается). Так вот Mean его отобразит, будет виден след от насекомого, полупрозрачный. А после Median следов насекомого на фото не будет.
В общем, отличие в том, что Mean лучше давит стандартные, регулярные шумы на фото, а Median хорошо вычищает случайные движущиеся объекты, при этом регулярный шум чистит хуже. В любом случае, вы можете пробовать оба варианта и потом выбрать лучший. Просто продублируйте слой со смарт объектом в панели слои, на один слой примените Mean, на другой — Median, и потом выберите лучший вариант.
А вот и результаты стекинга по методу Mean. Круто, да? Хоть сейчас на печать.
Этот вариант стекинга очень хорош для шумоподавления. Ни один шумодав так шум не подавит, в любом случае будет потеря деталей. А Стекинг неподвижные детали кадра сохраняет, убирает только шум. И даже будто бы немного повышает детализацию.
Посмотрите, как влияет количество фотографий в стеке на результат. В общем, если вы снимали на минимальных ISO (100 и менее), то фотографий можно брать меньше ( 3-х вполне хватит), а если ISO было высокое и уровень шум большой, делайте от 6 и более фотографий. Но вообще чем больше фото в стеке — тем лучше, тут уже исходите из своих надобностей и возможностей. Но даже 3 фотографии снижают шум раза в 2, как видите.
P.S. Побочным эффектом от применения метода Mean является размытие движущихся объектов на фото. Посмотрите, как размыло движущиеся облака на небе.
Этот эффект может быть полезен, в некоторых случаях. Например, для создания подобных фотографий с размытой водой.
Движущаяся вода размывается, создавая эффект съемки с длинной выдержкой.
Очень крутой эффект, ведь для ДНЕВНОЙ съемки фото с длинной выдержкой нужно париться с ND-фильтрами, уменьшая количество света. А так вам ничего кроме штатива, фотошопа и нескольких фотографий не нужно.
Метод Median также может быть полезен при съемке в ситуациях, когда вам надо автоматически вычистить движущиеся лишние объекты на фото. Скажем, снимаете вы в поездке какую-то достопримечательность, а вокруг нее снуют люди. Можно снять 10-15 фотографий с приличным интервалом, потом применить Median, который вычистит большую часть движущихся объектов, останутся только неподвижно стоящие. Их уже можно будет затереть Штампом вручную. Это здорово съэкономит вам время при чистке фотографии от лишних объектов.
Друзья, если есть желание обсудить написанное, задать какие-то вопросы — вэлкам в ВК или мой Телеграм-чат https://t.me/chat_travelandshoot